Иррационализм и политика в Украине неразделимы. Этот политический
иррационализм просматривается, например, в решении "коалиции" проводить
выборы в 2012 году.
Ведь возникает очевидный вопрос: не получила бы Партия регионов
больше весной-2011, пока количество их сторонников довольно высокое, а
оппозиция так слаба? Может, руководители этой политической силы
полагают, что за два года они получат ещё большую поддержку среди
украинских граждан, а их команда станет только сильнее и монолитнее?
Сомневаюсь.
Ни один политический проект в Украине, после прихода во власть, за
все 20 лет независимости, не наращивал поддержки среди избирателей. И ПР
не станет исключением из этого правила именно потому, что они, по
большому счету, отказались от популярных решений, сделав акцент на
реформировании.
Возможно, Виктор Янукович в 2015 году и будет выглядеть как
"необходимое горькое лекарство для Украины". Но очевидно, что Партия
регионов после "Майдана-2" потеряла поддержку малого и среднего бизнеса.
И, судя по всему, этот майдан был не последним – впереди пенсионная
реформа, новый КЗоТ…
Проще говоря – ничего перспективного для украинских властей.
Кроме того, их союзник – франчайзинг "Сильная Украина"
под предводительством Сергея Тигипко – потерял практически весь свой
политический (электоральный) капитал. На это повлияло несколько
факторов, которые дискредитировали в глазах рядового избирателя фигуру
Тигипко, а значит и его политический проект:
– работа в правительстве на второстепенной должности – при том, что
по результатам выборов 2010 года он был третьей по популярности
политической фигурой в Украине;
– процесс принятия нового Налогового кодекса – акция "Майдан-2", с
претензией на феномен, так как подобные митинги могут повториться, и во
время принятия пенсионных реформ, и при изменении трудового
законодательства.
А ещё, как поговаривают злые языки в штабах коалиции, "Майдан-2"
спонсировала оппозиция, БЮТ ли, или "Фронт перемен" – не имеет значения.
И наоборот – такие же злые языки, но уже в оппозиционных штабах,
указывают на причастность к организации акций протеста одной из
внутренних групп ПР, и что "Майдан-2", киевский, в первую очередь, был
не более чем инструментом внутриполитической борьбы. И, помимо своей
основной цели, выполнивший ещё одну важную миссию: рекламную кампанию
"хороший царь – плохие бояре".
Вот одним из двух китов "плохих бояр" и стал Сергей Леонидович.
Парламентские выборы-2012 и политический процесс, который будет
развиваться вокруг них, может происходить по нескольким сценариям.
Первым, и самым вероятным выглядит сценарий, когда функции президента
будут расширены ещё больше, в добавление к тому, что уже было сделано с
помощью возврата к Конституции 1996 года. А закон о выборах в парламент
будет изменен – ожидается повышение проходного ценза и введение
смешанной избирательной системы.
С помощью нового закона ПР сможет, пользуясь административным
ресурсом, получить гарантированных "мажоритарщиков" на востоке, юге и в
центре Украины.
Большие проблемы с практикой мобилизации электората существуют у БЮТ.
Проблема даже не в том, что сейчас Юлии Тимошенко не удалось стать
лидером киевско-предпринимательского майдана, а в том, что общая
актуальность этой политической фигуры, мягко говоря, поплыла. Подобное
происходило и в 2005 году, когда Виктор Ющенко устранил правительство
Тимошенко.
Так как БЮТ держится на образе одного человека, то неспособность его
актуализации приводит к невозможности актуализации самого политического
проекта. Кроме того, подобная политическая деятельность требует
информационной поддержки со стороны СМИ. А её сейчас нет, по причине
того, что эта команда никогда не имела собственных мощных медиаресурсов.
Компартия, которая начала возвращать
электоральные дивиденды из "банка ПР", стала основной угрозой для
регионалов в восточных регионах. Дело не в активной пропагандистской
работе КПУ или удачном расположении звезд на небе. Просто конфликт между
"оранжевыми" и "голубыми" сошел на нет. А в местно него появилось
разочарование от правления "своего" кандидата.
"Фронт перемен", хоть и имеет ограниченный
доступ к местному самоуправлению, но претерпевает кризис
самоопределения, связанный с вопросами построения новой партии "с
сильной вертикалью власти" на основе поддержки крупного регионального
бизнеса.
Это означает, что партия, которая выступает за разделение бизнеса и
политики, в своем партийном строительстве абсолютно спокойно закрывает
глаза на то, что инструментом властной борьбы овладевают бизнесмены.
Ведь эта политическая сила, кроме Арсения Яценюка, не имеет известных,
харизматических личностей. Даже по сравнению с Костем Бондаренко из
"Сильной Украины", у "фронтовиков" некого выставить.
В конечном итоге, отсутствие харизматических личностей в политическом
проекте может привести партию Яценюка к дефолту. Ведь, что бы ни
говорили, образ молодого интеллигента плохо вяжется с образом "фронта",
которому и приурочено название его политического проекта.
Невозможно на основе местных выборов 2010 года провести анализ следующих парламентских выборов.
Главная проблема в сверхнизкой, как для Украины, явке избирателей. Парламентские выборы, как и всегда, будут более популярными.
Но всё же, пытаемся смоделировать численный состав
будущего парламента. Признавая, что выборы будут проводиться по
смешанной избирательной системе, без партийных блоков – получаются
следующие результаты. Диапазоны даны с поправкой на большую
популярность парламентских выборов и общими тенденциями в политический
жизни Украины – постепенным снижением поддержки ПР, дроблением БЮТ и
тому подобное.
Анализ по местным выборам проводился на основе результатов голосования в облсоветы по пропорциональной системе
Из 225 депутатских мест, которые будут разыгрываться по пропорциональной системе, партии получат:
Партия
|
Результаты парламентских выборов-2007
|
Результат на местных выборах 2010 года
|
Результат на парламентских выборах 2012 года
|
Партия регионов
|
34.37%
|
30.7%
|
24-27%
max 61 депутат
|
"Батькивщина"
|
30.71%
|
9.82%
|
9-12%
max 27 депутатов
|
"Фронт перемен"
|
Без участия
|
5.85%
|
6-9%
max 21 депутат
|
КПУ
|
5.39%
|
5.18%
|
6-8%
max 18 депутатов
|
ВО "Свобода"
|
Без участия
|
3.96%
|
3-6%
max 14 депутатов
|
"Сильная Украина"
|
Без участия
|
3.57%
|
3-5%
max 11 депутатов
|
Это то, что касается партий преодолевающих 3-х процентный барьер.
Если каждая партия получит по максимуму, то от резерва "политических
лузеров" им достанется ещё 72 мандата, которые, в конечном итоге,
необходимо будет поделить по пропорциональному принципу:
Партия регионов получит 91 депутата по "пропорционалке";
"Батькивщина" – примерно 40 депутатов;
"Фронт перемен" – 31;
КПУ – 25 депутатов;
ВО "Свобода" – 21;
"Сильная Украина" – 17.
Так как нарезка избирательных округов проводится в Украине
исключительно по критерию количества населения, и левобережная Украина
срывает в таком случае "джек-пот" – то можно предположить, что ПР сможет
собрать, и за счет административного ресурса в том числе, более 50%
депутатов, которые пройдут по мажоритарным округам.
Это означает, что к цифре "91" мы должны прибавить цифру "112" и получаем в конечном результате "203".
То есть, что Партии регионов будет достаточно пригласить в
"партнерство" партию Сергея Тигипко и "договориться" с дешевыми
мажоритарщиками из других партий. Хотя они могут сделать ещё проще, и
договорится с КПУ.
В любом случае, даже при самом оптимистическом варианте 2010 года, и это тоже не стоит забывать – Партия регионов не получит полный, самостоятельный контроль над ВР.
И, опять же, это не означает, что существуют реальные предпосылки, с
помощью которых возможно оправдать неконституционное, и более того –
иррациональное перенесение выборов на 2012 год.
Напротив, для создания оппозиционного содружества необходимо будет объединить всех партийных представителей и мажоритарщиков, кроме ПР и КПУ.
Не представляется возможным в рамках политического партнерства
объединить, скажем, КПУ и ВО "Свобода". Поэтому "коалиция" (большинство в
ВРУ) от оппозиционных сил в парламенте-2012 практически невозможна.
Единственным выходом для оппозиционных сил остается практика дискредитации властей. Ведь
если "сбить" рейтинг ПР до 20%, то открываются реальные возможности для
эффективного, с политической точки зрения, сотрудничества в рамках
парламента.
Ниже подана таблица возможных "ситуативных коалиций" в парламенте
2012 года, на основе позиционирования партий с учетом результатов
выборов:
Партия
|
ПР
|
Батькивщина
|
КПУ
|
Фронт перемен
|
ВО "Свобода" (?)
|
Сильная Украина
(?)
|
ПР
|
▀
|
-
|
+
|
-/+
|
-
|
+
|
Батькивщина
|
-
|
▀
|
-/+
|
-/+
|
-/+
|
-
|
КПУ
|
+
|
-/+
|
▀
|
-/+
|
-
|
-/+
|
Фронт перемен
|
-/+
|
-/+
|
-/+
|
▀
|
-/+
|
-/+
|
ВО "Свобода" (?)
|
-
|
-/+
|
-
|
-/+
|
▀
|
-
|
"Сильная Украина" (?)
|
+
|
-
|
-/+
|
-/+
|
-
|
▀
|
(?) – партия имеет шанс попасть в парламент;
"+" – партнерство более чем возможно;
"-" – партнерство невозможно;
"-/+" – по поводу отдельных решений могут приниматься совместные решения, без чётких партнерских отношений.
Андрей Самброс, специально для УП
|