«Во всем мире
насчитывается 37 млн. слепых людей и 124 млн. тех, кто имеет проблемы со
зрением», - утверждают специалисты
Украинского медицинского союза. При этом в трех из четырех случаев
полной потери зрения можно было бы избежать. В свою очередь, по данным Центра микрохирургии глаза, в
Украине свыше 100 тыс. детей являются инвалидами (статистика 2008 года).
В канун
Международного дня инвалидов Донецкий пресс-клуб обсудил проблемы
детей-инвалидов с нарушениями зрения во время выездного заседания в Горловском
учебно-воспитательном комплексе.
В мероприятии принял
участие заместитель Горловского городского головы Сергей
Николаевич Шкребец. Руководитель рассказал журналистам о том, как
работает в городе система образования, медицина, а также социальные программы:
«Наша служба по делам детей
работала на международном уровне, специалисты побывали в США, вступили в
программу по социальной защите детей и имели возможность оценить нашу работу со
стороны, перенять опыт. Нам удалось получить гранты на сумму около 42 тысяч долларов. У нас уже есть такое учреждение, как социальное
общежитие для детей – сирот. Важно давать детям квартиры, сохранять это
имущество и ремонтировать жилье, но именно социальная адаптация тех детей,
которые просто не знают элементарных правил жизни: как формировать семейный
бюджет, как управляться с новорожденным ребенком и т.д. очень важны, и этими
вопросами также занимаются в наших центрах. У нас много таких программ. Вот,
например, сейчас в детском доме «Надежда» мы планируем открывать и переделывать
его в центр социальной реабилитации детей – сирот. По поручению городского
головы мы смотрели уже объект, который необходимо реконструировать в еще одно
социальное общежитие для детей-сирот выпускников учебных заведений».
Достичь наилучших результатов в лечении болезней
или изъянов зрения возможно именно среди малышей в возрасте от 3 до 7 лет,
потому что уже после 12 - почти невозможно
терапевтически лечить нарушение зрения у детей. Остается лишь ожидать
«окончания» детства, чтобы начать борьбу с проблемой по-взрослому: делать
лазерную коррекцию или операцию, которой
можно было бы избежать. О важности Горловского УВК, а также о планах по
развитию этого комплекса рассказал начальник Управления образования Горловского
городского совета Николай Иванович
Кружилин: «Учреждение, с которым вам удалось сегодня
познакомиться, уникальное в плане инклюзивного образования. Эта тема всегда
была в работе: неоднократно поднималась
проблема обучения детей на дому, обучения детей с отклонениями в физическом и
умственном развитии, есть различные учебные учреждения именно для таких детей.
К сожалению, количество таких детей с каждым годом растет.
Горловский
учебный комплекс для детей с нарушением зрения включает и дошкольное
образование этой категории детей, и начальную школу. Сегодня мы работаем над
вопросом, куда дальше идти детям после окончания начальной школы. Мы планируем
создание единого комплекса. Предполагается, что дети, закончив комплекс, будут
переходить всем классом в гимназию «Триумф» и там продолжать обучение.
В дошкольных группах обучаются дети не только
микрорайона, которому принадлежит УВК, но и дети со всего города, поэтому мы
создали одну группу круглосуточного
пребывания. В этом УВК расход на одного
ученика – порядка 16 тысяч гривен в год».
Это учебное заведение появилось в Горловке в 1997
году, начиная с одной спецгруппы в детском саду. Как возникла идея создания
комплекса и как он развивался, рассказала секретарь администрации Никитовского
района г. Горловка Александра Ивановна
Бай: «Все это начиналось в 1997 – 1998 году. В это время дошкольные
учреждения закрывались, так как не было детей.
У нас была открыта в 1996 году
зональная медико-педагогическая консультация. Юлия Анатольевна Артемова с 1997
года была включена в состав консультации, как директор дошкольного учреждения.
Главной задачей консультации было определять формы обучения для детей с
различными нарушениями в умственном, физическом развитии. Мы столкнулись тогда
с тем, что в городе очень много детей с нарушениями зрения, а определить
их место обучения довольно-таки
проблемно. В городе таких учреждений нет, а в области всего лишь 2 (а сейчас
один) интернат для слабовидящих и слепых детей. Эта категория детей оставалась
незащищенной. Инициатива была Юлии Анатольевны - она предложила открыть в ее
дошкольном учреждении хотя бы одну группу для
такой категории детей. Опыт
переняли у специалистов подобного заведения в Симферополе. С 1998 года
учреждение работает: сначала 2 группы, потом детский сад, затем появилась
начальная школа».
Специалисты учебного заведения регулярно повышают
свою квалификацию, не только участвуя в семинарах и конференциях, но и получая
дополнительное образование. Так, директор Горловского учебно-воспитательного
комплекса Юлия Анатольевна Артемова
дополнительно получила специальность дефектолога. Здесь работают самые лучшие специалисты,
которые и обеспечивают успешный результат деятельности заведения: директор по
учебно–воспитательной работе Ильинская Виктория Валерьевна, заместитель
директора по коррекционно-восстановительной работе Рябуш Инна Ивановна, тифлопедагог
и методист дошкольных групп Скворцова Марьяна Владимировна, врач-офтальмолог,
специалист первой категории Гончаренко Маргарита Ивановна, которая работает
городским офтальмологом и, по совместительству, ведет наблюдение детей, которые
посещают УВК. Кроме обучения и лечения, в заведении реализовываются интересные
социальные программы, о которых рассказала Юлия Артемова: «Наше учреждение
принимает участие в социальных программах. Так, например, мы смогли
поучаствовать и победить в конкурсе МФ «Возрождение» «Антикризисная программа для
дошкольных учреждений». Благодаря которой мы получили опыт в оказании
психологической и социальной помощи родителям, которые нуждаются в ней –
создание антикризисного центра «Подолання». Также мы смогли отремонтировать дошкольные
туалетные и умывальные комнаты, что обеспечит детям отличные санитарные
условия. Мы получили развивающие игры на 4 тысячи гривен, которые в ближайшее
время мы не смогли бы себе позволить – игры хорошие, качественные, которые
будут еще долго служить. Это игры по методике Монтессори, по методике Никитина.
Мы получили 2 новых аппарата и 4
программы для компьютерной коррекции зрения. Сейчас у нас есть 13 аппаратов для
коррекции зрения, 10 компьютеров. Первые из них были нам подарены Ринатом
Ахметовым – мы попали в программу
оказания помощи детям с нарушениями зрения дошкольного возраста. «Киевстар» нам
помогал. Наша городская организация «Инмарт» подключила нам бесплатно интернет,
и теперь мы можем общаться с
единомышленниками посредством интернет - сети. Я считаю, что у нас уже очень
хорошая база, чтобы совершенствоваться, расти и оказывать еще лучшую помощь
детям».
О том, как реализовывается программа «Фонда
социального развития «Наше будущее» в
УВК рассказала его председатель Марьяна
Русанюк: «Благодаря фонду «Наше будущее» и поддержке МФ «Вiдродження» с
этого учебного года мы начали реализовывать проект, который называется «Комплексная
антикризисная программа помощи детям дошкольного возраста с нарушениями
зрения». Кроме материальных приобретений
для учреждения, о которых уже говорила Юлия Анатольевна, еще одним направлением
этой программы является внедрение инновационных психолого-методологических
практик и методик работы с детьми. «Наше будущее» сотрудничает с американской
организацией, и с прошлого года мы распространяем этот опыт по работе с
поведенческими и эмоциональными проблемами у детей. Эта программа работает на
базе УВК, мы обучили специалистов необходимым навыкам в работе с ней. Одним из
компонентов этой программы является то, что дети ставят перед собой цели – что
бы они хотели изменить, чего достичь в своем поведении. Эта методика позволяет
управлять поведением детей, становиться им более ответственными, контролировать
собственное поведение и развивает социальные навыки. Здесь объединены очень
важные элементы формирования личности ребенка. Один из элементов программы –
магазин. Дети зарабатывают бонусы за выполнение поставленных целей. Ставятся
групповые цели, что учит их работать в команде. Есть система правил, которые
они должны выполнять и за что получают баллы, и система штрафов – за что эти
баллы снимаются. Дети получают поощрение за то, что они достигли того, что сами
перед собой ставили.
Детки зарабатывают «школяриков» и могут обменять
их в магазине, который мы организовали за счет привлечения спонсорских средств
– в этом нам помог ДБФ «Доброта». Эту
систему мы старательно адаптировали к нашему учреждению, и наконец, выработали
ее. Теперь наш ребенок может заработать за день 10 баллов. Ребенок оценивает
себя сам – окружающие только помогают ему принять верное решение».
Кроме реализации этой программы, в учебном
заведении практикуют «ноосферное» образование, о котором рассказала директор по
учебно–воспитательной работе Ильинская Виктория Валерьевна: «Ноосферное»
образование направлено на то, что
ребенок получает информацию, эксплуатируя не левое, а правое полушарие – когда
ребенок расслаблен. Плюс ее в том, что она еще и очень дешевая – необходим
только творческий подход».
|