Как родилась сама идея проведения в Украине чемпионата мира по ралли? Это было пожелание европейской стороны или лично ваше?
Идея
была моя и моей команды. Она родилась еще в 1986 году в Крыму, когда
нас с моим пилотом Александром Салюком впервые пригласили кандидатами в
сборную Советского Союза по автомобильному спорту, и Горбачев отпустил
нас на Запад, разрешив стать профи. Мы выступали в первой в СССР
профессиональной гоночной команде «Перестройка». Я тогда сказал: «Мы это
обязательно сделаем». А утвердилась идея, когда впервые попали на
чемпионат Европы и я в первый раз увидел трассу в Монте-Карло.
Теперь моральная сатисфакция достигнута?
Самое
главное сейчас – выдержать экзамен и провести все на самом высшем
уровне, чтобы именно у нас был лучший из этапов чемпионата. Наряду с
Монако, а может, еще лучше! Я сказал об этом в своей речи во время
гала-награждения победителей всех автомобильных соревнований года в
Монако, сказал это уверенно, в присутствии всех чемпионов первой Формулы
и мирового ралли.
Что, по вашему мнению, определило
решение европейских экспертов включить именно Украину в календарь
соревнований на следующий год?
Понимаете, автоспорт –
это огромные деньги. Одна машина стоит до $600 тыс., один километр
пробега на такой машине обходится в €200. Просто сказать сильным мира
сего, их сильнейшим командам, «приезжайте на гонки в Крым» – не сказать
ничего. Так же как и туристам просто заявить: «Приезжайте отдыхать в
Крым», – бесполезно, нужно событие!У «Ялта-ралли» шестилетняя
успешная история. Думаю, это первый фактор, определивший решение
европейцев. И победили мы потому, что поменяли формат самого ралли – из
просто гонки сумели сделать спортивно-политико-культурное событие в
стране. Знаете, проверяющий трассу трехкратный чемпион мира приехал в
Украину, как будто я его в Сибирь приглашал, – в трех шапках-ушанках.
Увидев Ялту, он удивился: «Это же Европа!» А посмотрев трассу,
воскликнул: «Это лучше Монте-Карло и Корсики!» Знаете, я всегда
верил, что так и будет, шел к этой цели. Я не ради автогонок «дрался», я
«дрался» за свою страну. В чем моя главная цель? Привлечь туристов в
Крым. Ведь это дополнительные деньги для наших людей, это новые
инвестиции! Ралли для Крыма – огромный мультипликатор доходов: по
официальным данным, в этом году Крым благодаря PRIME YALTA RALLY получил
дополнительно в сентябре 89 тыс. туристов. С нашими ценами эти люди
тратили в день минимум $200–300. И приезжают на гонки, как правило, на
три-четыре дня. Умножайте: прямой эффект! И еще: в контракте с
каналом Eurosport о правах на освещение украинского этапа я настоял на
том, чтобы любая трансляция начиналась с рекламных кадров Крыма, который
действительно является украинской жемчужиной. Подсчитайте цену подобной
прямой рекламы на Eurosport, чья аудитория в 59 странах мира составляет
до 300 млн. человек. А суммарное время трансляции украинского этапа IRC
– 6,5 часов. И это реклама нашей страны! Через IRC продвигают свои
курорты Сардиния, Монте-Карло, Мадейра, Кипр и другие. Там для этого
создали специальные государственные программы по привлечению туристов
через гонки. Чем же Крым хуже?!
Не является ли все это еще и вашей личной рекламой? Для чего это вам?
Я
уверен, чем больше будет у нас людей, способных не говорить красивые
слова, а делать реальные дела, тем раньше Украина сломает стереотипы,
которые не дают нам развиваться. Я имею в виду таких людей, как
Ринат Ахметов, построивший быстро и тихо в Донецке, наверно, лучший
стадион в Европе. Александр Ярославский, серьезно инвестировавший в
транспортную и спортивную инфраструктуру Харькова. Игорь Коломойский,
финансирующий такого же рода инфраструктуры в Днепропетровске, а также
баскетбольные и футбольные команды.
Пока будут у нас Кличко,
Шевченко, Руслана и другие, Украина будет идти вперед. Потому что
человек по своей природе тянется к лучшему, к цели. Принцип «жить как
все», то есть вылизывать – карьерные лестницы языком, брать взятки и при
этом считать, что ты умеешь жить – никуда не годится. Делить скоро
нечего будет! Я не умею делить, я люблю умножать.
Находите ли вы понимание и поддержку у государственной власти и ее представителей на местах?
В
Крыму это понимали практически со второго-третьего года существования
гонки. В высшем руководстве такого понимания в прежние годы не было.
Сегодня же президент поддержал чемпионат мира. Оргкомитет по его
подготовке возглавил вице-премьер Борис Колесников. Ведь проведение
этого чемпионата следует рассматривать, прежде всего, в контексте
подготовки к Евро-2012. Именно на ялтинском чемпионате можно будет
отработать систему безопасности, медицинского обслуживания, работы
спасателей, логистику, размещение гостей, транспортное обслуживание,
условия работы СМИ, предупреждение конфликтов при массовых скоплениях
людей.
А по политическим вопросам удается ли вам найти
понимание с действующей властью? Удовлетворены ли сегодня ваши амбиции
как политика?
Знаете, я добился успеха на посту
губернатора Запорожья, которое поначалу отрицало меня и называло
«оранжевой пощечиной» бело-голубому региону. Мой рейтинг высок там и
сейчас. Я просто сказал тогда: давайте свернем политические флаги и
будем жить по трем «П» – профессионализм, патриотизм и порядочность. И
еще научимся слушать и слышать друг друга. Это не пустые слова, я
доказал это делом. Поэтому отвечу вам прямо: я буду там, где буду нужен
стране. Мне важна суть, а не то, как это называется. Считаю, что мое
предназначение сегодня, кроме развития автоспорта, вертолетной авиации и
туризма, это роль спасателя. Если хотите, роль Бэтмена. Хоть их и много
развелось сегодня. Но у меня это по жизни, ведь и пилоты, и гонщики –
это люди, принимающие ответственные решения очень быстро!
Ваше
последнее место работы, мягко говоря, слишком своеобразно, чтобы о нем
не спросить – почему вы согласились на предложение президента Ющенко
трудиться заместителем г-на Черновецкого?
В свое время
президент отозвал меня с успешной губернаторской должности и предложил
мне должность вице-премьера по Евро-2012. В ожидании этого статуса я
прожил две недели. Потом они с Юлией Владимировной что-то разменяли, и я
стал главой Нацагентства. Мы разработали систему
частно-государственного партнерства, которая делала легким приход
инвесторов в страну, где без взятки получить ни одно разрешение нельзя. Я
говорил, что это исключительный проект, и просил чрезвычайные права для
его воплощения. Этого мне не дали. А об отставке меня уведомили на
семинаре по Евро-2012 в Польше. Но можно убить должность, нельзя убить
идею. Так и в столичной горадминистрации: я просто пытался делать свое
дело. Хотя, признаюсь, на этом «космодроме» я был наблюдателем. Что
касается Евро-2012, то надо подчеркнуть – были два потерянных года для
Украины. А время-то – враг, который мстит после своей гибели, и вернуть
назад его нельзя. Сейчас новая власть вынуждена тратить колоссальные
деньги, чтобы наверстать упущенное.
Вообще, с 2005 года Украина
потеряла гениальный шанс, когда нам дали огромный кредит доверия, и люди
были обмануты в своих ожиданиях. Знаете, в чем была единственная ошибка
той нашей «оранжевой» команды? Лидеры давали обещания, а люди ожидали,
что завтра изменится все – и все блага падут на них с неба. Но раздавать
никто не может, это против логики страны и бизнеса. Страна ведь – это
бизнесовое образование, которое в масштабе земного шара борется за
выживание. Так вот, мы не научили людей «ловить рыбу» и даже не
показали, где лежит удочка.
Почему вы были с Ющенко?
Ведь если резюмировать, что вам удалось реализовать в его команде, это
сложно назвать очень удачным. Вы говорите об утраченных возможностях.
Так почему вы тогда не ушли из этой команды, как когда-то из команды
Леонида Даниловича – к Виктору Андреевичу?
Никогда не
клянись, что проживешь как надо жизнь. Единственное, за что не краснею: я
не предаю и не кидаю камни в прошлое. И никогда ничего не делаю
исподтишка. Во время своего премьерства Ющенко был очень прогрессивным.
Конечно, Ющенко был немного с ленцой и необязательностью, но мыслил
очень демократично, стратегически, по крайней мере, это декларировал. Но
уже в то время вокруг него образовалось огромное количество подхалимов.
Я их называю «лизалами». Это люди, которые выбирают такой путь
карьерного роста. Я всегда, начиная от времени работы с Кучмой, говорил
правду. Я скажу сейчас это впервые – многие перешли в команду Ющенко
из-за фактора Медведчука. Не было бы ситуации беспредельного прессинга
главы Администрации, многого бы не случилось. В том числе и по отношению
к Кучме. Что же произошло с Ющенко? Заповедь «не сотвори себе
кумира» была нарушена, раз. А второе – случилось то, что есть
исторической чертой украинской власти. Всем гетманам она присуща.
Преступление – постоянные конфликты и торги с Тимошенко. Он должен был
проявить решительность. Я не говорю хорошо или плохо, но нынешний
президент проявляет решительность и делает со своей командой, прежде
всего с администрацией, то, что нужно.
Какие отношения остались у вас с Ющенко? Плохого
слова о нем от меня не услышите. Нормальные, человеческие отношения.
Хочу и могу говорить правду в глаза – нравится она ему или нет. Не хочет
слушать – не общаемся. Общаемся мы очень редко. Он не нуждается в
общении со мной – мне же спасать его сейчас не надо...
А какие отношения с Леонидом Даниловичем? Он когда-нибудь комментировал ваш уход из его команды?
Очень
теплые. Вы знаете, он отнесся к моему поступку с огромным пониманием. И
меня это радует. Он понял и подчеркнул, что я не предавал. Я все ему
объяснил прямо, и он меня отпустил к Ющенко. Всегда помню, что именно
Кучма запустил меня в политику.
Почему же та власть,
которой вы отдали так много, и которая должна была вас благодарить за
события 2004–2005 годов, не востребовала вас сполна?
Я
счастлив, что я сделал все, что мог, и не требовал никогда за это
бонусы. Конечно, было больно. Раввин мне один раз сказал: «Ты понимаешь,
в чем трагедия? Спасая жизнь человеку, ты берешь на себя
ответственность за него». Вот моя проблема в том, что я не могу брать
ответственность за Ющенко. Безусловно, свою роль в его судьбе сыграло
отравление, которое было и которое отрицать кощунственно. Я считал, что
на примере отравления терроризм в политике будет в Украине оставлен в
прошлом. Поэтому хочу, чтобы следствие было доведено до конца. Ющенко
сделал, наверное, свою главную ошибку. Он не имел права сдавать свою
первую команду. Он мог каждому давать его функции и ограничивать
амбиции, но он не имел права уничтожать нас. Мы все пришли в оппозицию
из теплой ванны, и нам было неплохо при Кучме. Нельзя говорить, что все
те, кто организовывал Оранжевую революцию, гнались за деньгами, хотя,
наверное, среди нас были и такие. Но тогда мы все искренне боролись за
демократию. Я не стыжусь своего кресла министра транспорта, как не
стыжусь того, что потом мне предложили такой некрасивый бартер Ехануров
с Бессмертным: ты выходишь из списка (потому что не поставить меня в
список на парламент нельзя было), но взамен едешь в Запорожье. В
«газовую камеру», как все смеялись. И мои друзья говорили, что я
сумасшедший. А я в Запорожье получил два самых счастливых года в своей
жизни. Сегодня я приезжаю туда и заражаюсь оптимизмом и позитивом людей.
У нас должны быть частично мажоритарные выборы. Хоть я и не люблю
Верховный совет, но если надо было бы баллотироваться, я бы поехал в
Запорожье.
Юлия Владимировна не предлагала должностей в ее правительстве? Я
сказал, что пошел с Ющенко, вот я последним с ним и оставался. Что мне
предлагали или не предлагали – пусть останется между теми, кто это делал
и кто слушал.
Вы как один из основателей «Нашей Украины» не посетили ее последний съезд. Почему? Все,
что хотел, я сказал на предыдущем съезде. Я тогда заявил: «Я положу
билет». Виктор Андреевич бросил реплику: «Ну и клади». Мне положить
билет с номером семь было очень больно. Я его не положил, я просто вышел
из зала. Партии под лидеров себя изживают. Нужна объединяющая
идея для партии. Нужны партии, построенные снизу вверх, с членскими
взносами, вне зависимости от спонсоров, которые диктуют политику.
Необходима прозрачность партии. А мы превратились в партию мелких
лавочников, где должности стали раздаваться не по качествам личным и
профессиональным, но по близости к тому или другому из лидеров, а если у
тебя еще и «хоруживская прописка» – так вообще класс! Поэтому будущее «Нашей Украины», как по мне, – она недорого выставлена на рынок. А ведь там есть порядочные люди. Жалко…
А политическое будущее Виктора Андреевича как ее лидера? Я
ему при самом откровенном разговоре сказал три вещи. Во-первых, о
потерянной возможности для страны и утраченном небывалом доверии.
Во-вторых, что, говоря «а», первое лицо государства должно хотя бы
попробовать сказать «б». Если Виктор Андреевич сможет перейти ко второму
правилу, отбросив «лизал», то будет ценить опять, как в 2000 году, тех,
кто говорит правду. Идеи же – он все говорил правильно! Только
претворения в жизнь не было никакого. А доверие можно вернуть только
поступками.
Если вернуться к теме сегодняшней власти и
вашему возможному месту в политическом раскладе, есть ли сфера, где бы
вам хотелось быть востребованным? Страна стоит перед
огромной проблемой, может быть, даже трагедией в будущем. Основные
средства, вся инфраструктура практически изношены. Я свое будущее вижу,
например, губернатором. Но только в силу нужности, а не чисто для
галочки и политических разменов. Время политических разменов
закончилось. Мы как в воронке водоворота – сейчас или выплывем, или нас
разорвет на куски. Я хочу сделать в государстве то, чего не успел
сделать ранее – государственно-частное партнерство. Мечтаю о
президентском вертолетном отряде специального назначения. Вы скажете:
президентский прогиб? Нет, просто без слова «президентский» сейчас в
этой стране ты не реализуешься. А отряд должен выполнять те задачи,
которые будут просто спасать людей. На Евро-2012 нам нужно
несколько десятков вертолетов. Купить их государство не в силах сегодня.
Значит, надо привлечь частные машины. Я уже разговаривал со многими
владельцами, и они согласны! И необходимо создать систему санитарной
авиации. Я мечтаю, чтобы в Украине все-таки заработала служба 112,
служба спасения людей. Когда на любое происшествие одновременно будут
выезжать спасатель, врач и правоохранитель. И помогать будут быстро. По
статистике 70% летальных исходов при ДТП можно было бы избежать, если бы
помощь приходила вовремя.
По крайней мере ваша идея о
пересадке президента на вертолет была с воодушевлением воспринята в
политическом бомонде и практически уже воплощена… Я рад
этому, но еще больше рад, что, наверное, со временем за эту идею мне
будут благодарны и киевляне. Учтут время, деньги, выхлопы в пробках,
потерянные нервы.
Вас еще что-нибудь сможет удивить в политической жизни? Практически
ничего. Простой пример: губернатором я конфликтовал с главой
Администрации президента Виктором Балогой. А потом мы стали близкими
друзьями, потому что опираться в этой жизни можно на тех, кто
сопротивляется и имеет мужество говорить правду. Жить нужно с уважением к
самому себе. Быть, а не казаться. И жить как в последний раз.
|